Система DPD

Система DPD.
DPD - это регенерирующее устройство предназначенное для отбора твердых частиц из выхлопных газов двигателя при помощи керамического фильтра и эффективного сжигания этих частиц.

Структурная схема. Система DPD

Система DPD состоит из устройства DPD, ДДД, трубок, и двух датчиков температуры. Конструктивно DPD выполнен в виде составного устройства из трех элементов:


1.Катализатор
2.Сажевый керамический фильтр
3.Крышка сажевого фильтра

Задача системы: нейтрализация вредных выбросов, фильтрация и регенерация сажи. При фильтрации происходит захват частиц сажи и оседание их на стенках фильтра. Не задерживаются только частицы сажи малого размера (от 0,1 до 1 мкм). Их доля невелика (до 5%), но это самые опасные для человека выбросы. Скопившиеся частицы сажи создают препятствие для отработавших газов, что приводит к снижению мощности двигателя. Поэтому периодически требуется очистка фильтра от накопившейся сажи или регенерация. В разных конструкциях сажевого фильтра реализованы разные способы регенерации сажи. Основным конструктивным элементом сажевого фильтра является матрица, которая изготавливается из керамики (карбида кремния). Керамическая матрица имеет ячеистую структуру, состоящую из каналов малого сечения, попеременно закрытых с одной и с другой стороны. Стенки каналов имеют пористую структуру и выполняют роль фильтра. На поверхность стенок нанесен тонкий слой катализатора – титана. Матрица помещена в металлический корпус. При прохождении отработавших газов через сажевый фильтр, частицы сажи задерживаются на поверхности стенок матрицы. Нанесенный на стенки матрицы катализатор способствует окислению несгоревших углеводородов и угарного газа. В процессе работы происходит непрерывное окисление сажи за счет действия катализатора и высокой температуры отработавших газов (350-500°С). Оксиды азота вступают в реакцию с кислородом в присутствии катализатора с образованием диоксида азота; диоксид азота вступает в реакцию с частицами сажи (углеродом) с образованием оксида азота и угарного газа; оксид азота и угарный газ вступают в реакцию с кислородом с образованием диоксида азота и углекислого газа. При определенных режимах работы двигателя (небольшая нагрузка и др.) наблюдается недостаточно высокая температура отработавших газов и пассивная регенерация происходить не может. В этом случае осуществляется активная (принудительная) регенерация сажевого фильтра. Активная регенерация происходит при температуре 600-650°С, которая создается при помощи системы управления дизелем. При данной температуре частицы сажи сгорают, т.е. вступают в реакцию с кислородом с образованием углекислого газа. Управление активной регенерацией сажевого фильтра осуществляется с помощью следующих датчиков системы управления дизелем: расходомер воздуха; датчик температуры отработавших газов до сажевого фильтра; датчик температуры отработавших газов после сажевого фильтра; датчика дифференциального давления ( датчик перепада давления в сажевом фильтре.) На основании электрических сигналов датчиков электронный блок управления производит дополнительный впрыск топлива в камеру сгорания, а также снижает подачу воздуха в двигатель и прекращает рециркуляцию отработавших газов. При этом температура отработавших газов поднимается до требуемой величины. При чрезмерном загрязнении сажевого фильтра система может потребовать очистить сажевый фильтр в ручном режиме. Когда в этом возникнет необходимость, загорится лампа системы с логотипом DPD (DPF,DPR на других марках автомобилей), необходимо прекратить движение автомобиля, припарковаться в любом удобном месте и поставить автомобиль на ручной (стояночный) тормоз, нажать на кнопку с одноименным названием, удерживать ее в течении 3-5 сек и далее отпустить. Лампа DPD загорится, авто поднимет обороты двигателя до 900 об., включится автомат прогрева (в простонародье «Горняк»), начнется нагрев катализатора и режим регенерации или очистка диффузора системы DPD(время процедуры около 20-40 мин!). Режим регенерации отключается сам после окончания процедуры, и все символы на панели, которые загорелись во время регенерации погаснут. Только после этого можно продолжить движение.
ВНИМАНИЕ! - Нельзя проводить регенерацию в закрытом помещении, вблизи жилых зданий и помещений, при массовом скоплении людей (животных…)))) - Нельзя проводить какие либо действия с автомобилем во время регенерации. В частности, включение каких-либо режимов, нажатие на педали газа (тормоза) и другие действия во избежание сбоя и отмены процедуры - Нельзя снимать (или ставить) авто на ручной тормоз в момент регенерации во избежание сбоя процедуры - Нельзя прерывать процесс регенерации глушить двигатель


Фото. Устройства DPD с автомобиля Isuzu alf с двигателем 4HL1.

ДДД –датчик дифференциального давления расположен на кузове автомобиля и соединяется с устройством DPD металлическими трубками, которые время от времени могут забиваться, в следствии чего система перестанет правильно работать. При неисправности ДДД, на панели приборов загорается лампа неисправности. При сканировании системы будет определятся код 0470. Для проверки исправности датчика необходимо измерить выходной сигнал датчика. На неработающем двигателе при включенном зажигании напряжение выходного сигнала должно составлять 0.96 В. На работающем двигателе в режиме холостого хода 0.98 В. На оборотах 2500 напряжение сигнала должно увеличится до 1.12 В. ДТ – датчики температуры выпускных газов имеют первостепенное значение в организации правильной работы системы DPD. Неисправность одного из них приводит к нарушению работы системы, что может спровоцировать выход из строя дорогостоящие элементы, поэтому при появлении кода неисправности 0547 необходимо немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля. При нарушении работы системы DPD происходит чрезмерное загрязнение сажевого фильтра, что приводит к потере мощности двигателя на 30-40 %. Наблюдается увеличения дымности выпускных газов. При этом дым будет не черный, а сизый или белый.

При написании статьи использовались материалы статей авторов
«DPD system» Сидихина А.В
«Сажевые фильтры» Суслинникова Александра.

Категория: