Специальные функции сканеров FCAR.

Сканер имеет в своем арсенале очень полезную функцию. Разработчик предоставил возможность записывать значение параметров при тестировании систем автомобилей с последующим сохранением в базе данных. Записываемые параметры привязываются к определенной марке/модели автомобилей. Во время записи, основные параметры системы двигателя записываются синхронно, что дает возможность изучать и систематизировать процессы во время работы системы управления двигателем на различных режимах. Вызываемые для просмотра сохраненные данные могут быть привязаны к определенной марке и модели автомобиля, что дает возможность реализации  функции - " Наложение эталонных параметров на отображаемые во время тестирования".
В этой статье,  я расскажу как пользоваться этими функциями.

Сохранение  файла потока данных

Перед тем как продолжить, хочу объяснить,  что такое файл потока данных.  Во время тестирования любой системы в базу данных сканера автоматически записывается файлы, которые содержат в себе  данные параметров. По желанию пользователь может сохранить весь битрейд файлов с привязкой к конкретной группе/марке/версии ПО.  Файл содержащий в себе все записанные во время сеанса связи значения и состояния параметров – называется файлом потока данных .База хранится на SD карте в папке под названием  SAVED.



В папке SAVED находится каталог папок с названием групп. Папки создаются автоматически при работе с маркой автомобиля соответствующей конкретной группе, если открыть папку, то вы увидите



В папке группы содержатся папки с марками авто. В нашем случае при открытии папки KOREA мы видим папку KIA, потому,  что перед  демонстрацией,  я работал с автомобилем KIA. Если бы я работал с другими автомобилями группы KOREA, например HUANDAY, то помимо папки «KIA», система создала папку «HUANDAY».


Продолжим осмотр содержимого папок на примере KIA. Откроем папку и видим папку под названием версии ПО, которое было актуальным на в момент связи с авто.


Папка версии ПО является последней в каталоге и содержит в себе файлы данных в формате txt. Внимание! Данные файлов ни в коем случае изменять нельзя, в противном случае пропадет ценность сохраненной информации.


 У нового сканера, не имеющего ни одного сеанса связи, в корневом каталоге отсутствует папка SAVED. Она появляется после первого  сеанса связи с автомобилем и сохраняется только на SD карте.  Поэтому базу данных необходимо периодически сохранять перед каждым обновлением ПО сканера. Если вы не используете в своей работе базу данных, сохранять файл потока данных не обязательно. Он будет удаляться при форматировании SD карты вместе со старым ПО.  Перед процедурой обновления сохраните папку SAVED на жестком диске вашего компьютера. После завершения обновления ПО, скопируйте сохраненную папку в корень SD карты. Для сохранении резервной базы не удаляйте папки  с вашего компьютера. Датируйте их  каждый раз, что увеличит шансы сохранения.  

Применение базы потока данных.
Наступил момент рассказать для чего нужна база потока данных и как ее использовать при проведении диагностики.  Не секрет, что имеющий небольшой опыт диагност, да и ветеран, нередко не могут увидеть  неверные значения параметров, и как следствие быстро установить и устранить неисправность. Поток данных состоит из цифр, флагов состояния, которые изменяются относительно конкретных условий работы систем автомобиля. Систем много, автомобилей еще больше. Каждый автомобиль и его системы индивидуальны. Запомнить  значения параметров  под силу только мощному компьютеру, которым является сканер FCAR.  Диагносту остается только правильно применить эту функцию. Эта функция, называется  «Наложение эталонных значений параметров».
Наложение эталонных значений параметров при сеансе диагностики FCAR.
Самый простой и надежный способ поиска неисправности - это сравнение исправного состояния с неисправным состоянием.  Функция сравнения поток данных позволяет наложить эталонные значения параметров, которые были записаны пользователем при тестировании заведомо исправного автомобиля на читаемые параметры диагностируемого автомобиля.  Это позволит производить более глубокую диагностику систем и применить научный подход, который повысит уровень работ и сэкономит время.
Для сохранения потока данных во время тестирования необходимо нажать на  кнопку «Сохранить».



 Чтобы включить наложение эталонных параметров на текущие, сделайте следующее:
Выберите кнопку «Сравнение», во время чтения параметров
в  отрывшемся меню укажите на  нужное имя файла,


Нажмите  [ОК], На мониторе сканера будут отображаться  эталонные параметры



Методика применения потока  данных при диагностике систем.
Подключите сканер к диагностическому разъему автомобиля. Установите связь. Выберите в меню сканера «Общие данные» .   Меню «Общие данные» состоит из двух  системы Статические (KOEO) и Динамические (KOER).
Сканер позволяет просматривать значение параметров в любом из этих состояний системы. По значению параметров специалист оценивает состояние системы и получает информацию о элементах системы. По полученным данным специалист может провести анализ и выяснить причину неисправности системы.
В потоке данных параметры имеют два отображения, цифровое (пример: 12.5 Вольт, 95 градусов) и тригерное (вкл. выкл ) состояние параметров. Численные параметры имеют несколько единиц измерения, определяемых диапазоном параметров, обычно отображается рабочее напряжение, давление, температуру, время, скорость компонентов в работе электро-контроля;
Состояние параметров имеет два рабочих статуса, напр. вкл/выкл, закрыт/открыт, высоко/низко, да/нет и т.д., обычно в параметрах ECU отображается рабочий статус компонента выключателя и электромагнитного клапана.
Перед началом анализа состояния системы по цифровым параметрам, необходимо сделать подбор параметров с входным сигналом (данные параметры отображают сигнал от датчиков до контроллеров ECU.). Входные сигналы могут иметь как цифровое отображение, так и значение состояния (тригер) Выходной параметр в большинстве случаев имеет значение состояния, и лишь небольшая часть - цифровое отображение. В потоке данных параметры классифицируются по системам автомобиля и двигателя. Параметры различается методом анализа по различным типам или системам. Когда диагностируется неисправность ECU, необходимо анализировать параметры в комплексе со всеми системами имеющих зависимость друг от друга в обеспечении полнофункциональной работы. Подборку нужных наборов параметров сделает сам сканер, вам нужно лишь указать симптомы неисправности. Абритвиатуры параметров в 80 процентах систем имеют одинаковые названия и значения.
Основные параметры:
Основными параметрами  можно назвать те , которые влияют на изменение  параметров других систем  при изменении условий во время работы двигателя и автомобиля. К основным параметрам можно отнести : напр. скорость двигателя, скорость автомобиля, работа датчика кислорода, состояние замкнутой петли, нагрузка двигателя и статус выходного сигнала и т.д. Рассмотрим детально наиболее распространенные основные параметры:
Частота вращения коленчатого вала
Для определения частоты коленчатого вала контроллер может получать сигнал от нескольких источников. Сигнал может поступать от датчика положения коленчатого вала, датчика положения распределительного вала, по частоте импульсов на катушку зажигания. В любом случае параметр отображается в единицах измерения скорости вращения об/мин. в диапазоне изменения от 0 до наивысшей скорости вращения двигателя. Этот параметр может использоваться в качестве эталона для анализа других параметров.
Стартовые обороты  двигателя
При запуске двигателя по стартовой прокрутке двигателя сравнение значения параметра оборотов двигателя в диапазоне значений от 0 -800 об/мин даст верное направление о наличии неисправности компонентов системы отвечающих за запуск (стартер, аккумулятор), а также о наличии механической части двигателя.( ГРМ, КШМ и т.д)
Скорость
Параметр является значением скорости вычисленным по сигналам двигателя  или коробки передач  от датчика скорости.  Единица измерения  /h или km/h. Параметры скорости является главными параметрами ECU автоматической коробки передач.  Самым важными параметрам для системы круиз-контроля.
Выходные параметры топлива
Выходные параметры топлива выражает состояние ECU контроля за топливной системой впрыска, по которым формируется топливопадача.
Время управления форсунками.
Контроль длительности  времени впрыска ,  является основными показателями нормальной работы двигателя.  Единица значении параметра – ms (мс). Длительное открытие форсунки может создать богатую смесь (большой расход  топлива). Небольшое время открытие форсунок влечет за собой топливное голодание, бедная смесь (потеря мощности двигателя, как этот не парадоксально увеличения расхода топлива.
Контроль AFR
AFR – это система управления составом топливно-воздушной смеси Когда система  работает в замкнутом контуре по сигналам датчиков системы.  Контроллер  вычисляет соотношение воздух-топливо, в результате чего поддерживается пропорциональное соотношение 14,7 кг воздуха на 1 литр топлива.
Угол дросселя
Параметры сигнала датчика положения дроссельной заслонки,  влияют на статус режима работы двигателя.  По  значению параметров датчика положения дроссельной заслонки и  положению регулятора холостого хода можно получить информацию о возможной причине неисправности.
Параметр ДПДЗ  имеет  три монитора : напряжение(v), диапазон значения 0-5,1v;
угол (градус), диапазон 0-90 градусов; процент(%), диапазон 0-100%.  Анализируя значение видимых ECU параметров, с фактическим положением дросселя или угла дросселя можно делать  выводы о неисправности. Например при закрытом положении дроссельной заслонки напряжение выходного сигнала должно быть в пределах 0.5 Вольта, при этом угол должен соответствовать нулю. При полностью открытом дросселе (открыта дроссельная заслонка) напряжение выходного сигнала должно быть 4.5 Вольта, а положение угла 85-95. Соответственно проверяется изменение статуса  работы.
Температура двигателя и впускного воздуха.
Сверяя мониторы соотношения температуры двигателя и впускного воздуха, можно провести анализ исправности датчика температуры двигателя (ДТОЖ) и датчика температуры впускного воздуха (ДТВ).
Например: на  холодном двигателе (стоянка более 4 часов),  значение параметров датчиков ДТОЖ и ДТВ (градусы С, и нгапржение выходного сигнала _Вольт),   должны  иметь одинаковое значение. При этом значение  параметра  монитора в градусах,  должно совпадать с температурой воздуха на улице или помещения  где находится автомобиль. Диапазон значения от -40 С до 199 С. Рабочая температоура двигателя от 85 до 105 градусов. Единица измерения выходного сигнала от 0 до 5 Вольт
Контроль начальной температуры.
На старте двигателя с холодного состояния температура окружающего автомобиль воздуха должна быть равна температуре двигателя. По мере прогрева, параметр начальной температуры должен оставаться неизменным от стартового значения.  Если это условие не соблюдается, то датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен. Если на старте двигателя и после прогрева на мониторе значение параметра равно -40 С, то неисправна цепь ДТОЖ.
Контроль  температуры воздуха на впуске.
Так же как при контроле начальной температуры охлаждающей жидкости, предстартовое значение должно соответствовать температуре окружающего воздуха. После запуска должно наблюдаться плавное изменение температуры. Диапазон значения от -50 С до 105 С. При обрыве цепи ДТВ значение сигнала будет соответствовать -50 С. 
Параметр абсолютного давления.
Значение параметра  изменяется в зависимости от давления, разряжения во впускном коллекторе. На включенном зажигании при условии (остановка двигателя), значение параметра должно быть равным атмосферному давлению . Если наблюдается отклонение значения от фактического атмосферного, то датчик абсолютного давления (ДАД)-неисправен. Еденица измерения V, kPa, кг/см. Диапазон измерения от0 до 5.12 Вольт, от 10 до 125 kPa, от 0 до 100 кг/см соответственно. Датчик имеет стабилизированное питание 5 Вольт, которое формирует ECU.
Напряжение борт сети.
На не работающем двигателе значение параметра должно соответствовать выдаваемому напряжению аккумуляторной батареи. Данный параметр имеет большое значение для работы двигателя. Если контроллер видит слишком низкое напряжение , то он запретит работу. Точно так же, во избежание выхода из строя элементов системы, будет остановлен двигатель. Диапазон значения от 0 до 25 Вольт. Единица измерения V. Нормально значение параметра от 13.5 до 14, 5 Вольт.
Это параметры значение, выражает напряжение аккумулятора, диапазон изменения 0-25, единица V.
Через внутреннюю цепь ECU проверит напряжение питания. В работающем двигателе фактические
параметры близко к нормальному напряжению, на холостом ходу 13,5-14,5v. В численном анализе, если напряжение слишком низко, значит, линия питания существует неисправность.
Параметр опорного напряжения.
Для точного вычисления значений расходных  и контрольных параметров необходимо иметь неизменную величину, относительно которой происходит изменение выходных сигналов датчиков не зависимо от условий изменяющегося напряжения бортовой сети автомобиля. Такой неизменной, или эталонной величиной является опорное напряжение 5 Вольт. Опорное напряжение формирует контроллер. При отсутствии опорного напряжение-  невозможна нормальная работа системы.
Угол опережения зажигания
Диапазон параметра -90 – 90 градусов. В процессе работы двигателя, значение параметра соответствует от 10-60 градусов. Как правило , при работе двигателя в режиме  холостого хода значение параметра составляет около 15 градусов. На работающем двигателе приувеличении оборотов , должно наблюдаться изменение угла опережения зажигания. Если параметр не изменяется, то в системе есть неисправность. Еще один момент контроля, при замере угла опережения зажигания внешним прибором, например стробоскопом, и последующим сравнением его показаний со значением на мониторе сканера, можно судить о правильной установке фаз газораспределения. 
Контроль  запуска
При повороте ключа зажигания на включение стартера, контроллер отслеживает эту команду и на мониторе параметра  должен быть статус «Да».Если значение параметра соответствует «NO», то в цепи управления стартером  или сам стартер неисправны.
Контроль зажигания.
Параметр дает представление о работе системы опережения зажигания.  Если значение параметра  соответствует  «NO», то в системе есть неисправный датчик.
Детонация
По значению параметра можно судить о исправности датчика детонации. При резком ноборе оборотов двигателя значение параметра должно изменятся на «YES». Отсутствие изменения состояния указывает на неисправность датчика. 
Счетчик попадания в зону детонации.
Диапазон значения параметра от 0 до 255. Контроллер производит подсчет  детонационных стуков при работе двигателя. Чем выше значение параметра, тем больше детонация. Чем ниже значение тем меньше детонация. Значение должно быть близко к нулю либо 0.
Коррекция угла опережения по детонации.
Диапазон значения параметра  от 0 до 99. Параметр указывает на число раз задержки угла опережения в результате детонации.
Нагрузка
Параметр нагрузки указывает на режим работы двигателя. Система использует этот сигнал для синхронизации оборотов двигателя с  трансмиссией автомобиля. Реакция системы на изменение режима работы – увеличение оборотов холостого хода двигателя
Параметр ограничения выбросов.
Параметры по ограничению выбросов контролирует работу группы датчиков и исполнительных механизмов
Включение  EGR.
Параметр указывает состояние работы клапана EGR . На запущенном двигателе в режиме холостого хода значение параметра соответствует OFF.  При движении автомобиля значение должно соответствовать ON.
EGR температура
Диапазон значения параметра от  0 до 5,12V или  от 50 до 320 градусов. Параметр показывает значение температуры до клапана EGR. Значение параметра косвенно отображает угол положения  клапана.